ЛГБТ-сообществаАктивист-неофит

Новости виртуальных и реальных сообществ
Anonymous
 Активист-неофит

Сообщение Anonymous »

Активист-неофит опасен как для себя, так и для окружающих
(1)

В работе с волонтёрами и активистами есть очень важная тема, которую в ЛГБТ-движе и ВИЧ-сервисе в работе с МСМ я не замечал, чтобы как-то обсуждали. Тема эта, выражаясь метафорически, "экологичная" работа с волонтёрами и активистами. "Экологичная" в смысле сберегающая по отношению к ним, включающая понимание того, что такое волонтёрство/активизм для самого человека и как он может быть активистом/волонтёром минимизируя вред самому себе и окружающим от своей активной гражданской позиции.

Это обсуждение почти не происходит потому, что, на мой взгляд, профессиональной работой с волонтёрами и активистами в ЛГБТ-движе мало кто занимается, очень многое придумывается на коленке и также на коленке делается. Причины у этого понятны:
- очень большая текучка волонтёров и активистов,
- денег на эту работу нет,
- очень часто волонтёры/активисты собираются под конкретную акцию/мероприятие,
- те, кто мог бы передать свой опыт выгорел и ушёл,
- часть приходящих новичков "и сами всё знают" и зачастую необучаемы в силу того, что переоценивают своё мнение, основанное исключительно на личном опыте и паре недочитанных брошюр,
- зачастую организации/инициативы исповедуют подход к этой работе "попользовал и выкинул",
- другой подход "мы строим волонтёрскую команду для своей организации" - и это, в целом не плохой подход, но если его не уравновешивать пониманием того, что это невозможно без строительства сообщества в более широком смысле, то этот подход приводит к формированию у людей искажённой идентификации сообщества и движения и последующих уход разочарование в движении, может приводить и к отказу идентификации и общению с сообществом,
- некоторые инициативы/организации не умеют и не хотят строить сообщество (но и не все должны этим заниматься).

В этом посте я хочу затронуть только один аспект "экологичной" работы с волонтёрами/активистами: когда и к какой волонтёрской активности готов человек, после присоединения к группе/организации?

Для многих людей, в российском враждебном контексте, приход в ЛГБТ инициативу/организацию/комьюнити-центр - это шаг огромной важности. Со временем, как я наблюдаю, сами организации перестают ценить этот шаг, забывая на сколько его может быть тяжело сделать.

Я до сих пор помню, когда мы в 2007 г. проводили первую Неделю против гомофобии, как на улице перед входом в офис петербургского Красного креста, где мы проводили одну из встреч, я ждал людей и наблюдал молодого человека, который очень нервничал, то подходил, то отходил, всячески стараясь не привлекать к себе внимания, чем ещё больше привлекал к себе моё внимание. В конечном итоге он набрался смелости и всё-таки вошёл. Ему было очень страшно. Он был не один: позже, на протяжении многих лет, мне регулярно рассказывали люди, как им было сложно впервые переступить порог комьюнти-центра.

На полях замечу, что низкопороговость комьюнити-центров - в этом и заключается: облегчить для людей доступ в своё пространство. И для многих центров в отечественном контексте может встать сложный выбор. Например, стоит ли помечать вход радугой. Это может быть небезопасно не только для самого КЦ. Но это может быть и сложным для тех людей, кто ещё не принял себя или кто опасается, что кто-то узнает, о том, что они посещали ЛГБТ-пространство и вот такая явная декларация может отпугивать людей. Здесь приходится идти на компромисс между позицией открытости и гордости, с одной стороны и позицией снижения порога доступности пространства для большего числа людей.

Anonymous
 (2) Приход человека в...

Сообщение Anonymous »

(2)

Приход человека в организацию/инициативу/комьюнити-центр не означает, что человек сразу готов к волонтёрству/активизму. Чаще всего нет. Чаще всего, многие приходят за общением, побыть в безопасном пространстве, побыть с такими же как и ты, встретить возможного сексуального партнёра, встретить человека с кем возможно попробовать построить отношения, за какими-то услугами: тесты на ВИЧ, бесплатные презервативы и лубриканты, консультации дружественных психологов и юристов, получить какую-то интересную для них информацию и т.д.

В любом случае, человек, приходя в инициативу/организацию/КЦ открывается какой-то новой для него информации: всё зависит от самой инициативы - будет ли это уклон в сферу вопросов "прав человека", или в сферу "профилактики ВИЧ", а может быть это будет что-то ещё.

Но некоторые люди сразу приходят в инициативу/организацию/КЦ потому что они "хотят изменить мир", "сделать лучше положение ЛГБТ", "внести свой вклад в достижение справедливости" и т.д. Они и есть потенциальные новые волонтёры и активисты. Обычно им все радуются. Но мало где с ними ведётся последовательная работа. А если работа и ведётся, то, как отмечалось выше, подходы к этой работе могут быть... весьма своеобразными.

Человеческое общение - травматичная штука. И иногда люди ожидают, что придя в ЛГБТ-организацию они обретут полностью и со всех сторон "безопасное пространство". Обычно этого не происходит даже при условии, что инициатива имеет чёткий этический кодекс/прописанные процедуры разрешения конфликтов и т.д. Причина очевидна: люди всегда остаются людьми. Не нужно никем очаровываться. И не нужно, конечно, от каждого ждать всё время подвоха. Но понимать, что "случиться может всякое" - необходимое условие человеческого общежития и в ЛГБТ-инициативах/организациях/КЦ. Если всеми разделяется подход, что любую сложную ситуацию можно преодолеть руководствуясь принципом минимизации ущерба для всех, то так оно и происходит. Но, увы, не всегда.

И важно помнить, что приход человека в инициативу/организацию/КЦ может сопровождаться на первых порах изменением состояния сознания. Не таким, конечно, как это происходит у верующих, когда они "обретают истину", но довольно близким по значению. Люди чувствуют в первые в жизни себя свободными, им не нужно скрывать самих себя, о многих сокровенных вещах они впервые начинают разговаривать. Это очень сильный и важный опыт, который отличается от привычного, обыденного состояния человека. И в этом состоянии человек может, например, решиться на камин-аут перед родственниками. При этом, за счёт существующего в этот момент туннельного восприятия реальности, человек может не видеть более обширного контекста своей жизни, а за счёт того, что другие представители инициативы/организации/КЦ могут его, например, поощрять совершить этот шаг, не оценить всех рисков, которые могут перед ним возникнуть в этой ситуации.

Или, например, человек может пройти краткий (или не очень краткий) тренинг по защите прав человека и начать задалбывать всех окружающих полученными знаниями и за каждым чихом представителя власти в свою сторону усматривать нарушение своих прав.

Или начать всё время чувствовать себя жертвой дискриминации, усматривать ЛГБТ-фобию даже там, где её нет и заставлять своих гетеросексуальных знакомых всё время чекать их привилегии, подчёркивая своё неравенство по отношению к ним и угнетение с их стороны.

Или может начать постоянно рассказывать своим ЛГБТ-друзьям, не интересуясь, хотят ли его друзья об этом слушать, о том, что то или иное их поведение - это ни что иное, чем проявление усвоенной ими ЛГБТ-фобии и что им нужно начать бороться со своей усвоенной ЛГБТ-фобией. И иногда такое поведение может быть даже и не в общении с друзьями, а, например, при общении со случайными ГБТ в гриндере.

"В интернете кто-то не прав" - одно из частных проявлений поведения подобным образом.

Иными словами, человек начнёт себя вести типичным образом для неофита. Неофит (от греч. neophytos – новообращенный) – новообращённый к вере.

#активизм #движение #этикаактивизма #работасволонтерами

Anonymous
 (3) Да, сама сексуальная ориентация и/или гендерная...

Сообщение Anonymous »

(3)

Да, сама сексуальная ориентация и/или гендерная идентичность - это не предметы веры (хотя есть те, кто с этим поспорят). Но вот то, что окружает вопрос принятия своей сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности - это уже вопрос веры. В частности веры в то, что та или иная информация обладает статусом научного знания, а значит заслуживает доверия, а другая таким статусом не обладает, значит доверия не заслуживает. Кроме того, сюда же добавляется и вера в разнообразные идеологические конструкты и ценности, например, права человека, концепцию ЛГБТ-гордости, принятие определённой рамки восприятия гендерных вопросов и, в конечном итоге, лучшего мироустройства, в котором всем, в том числе ЛГБТ-людям, будет хорошо. У каждого человека отличается уровень глубины и проработанности этой идеологической системы. Тем не менее, это предмет веры (хотя некоторые и пытаются говорить, что их системы исключительно "рациональны", но нет). Просто нужно признать, что в вере как таковой нет ничего плохого. Феномен веры - это одна из человеческих универсалий. Важным является то, во что именно человек верит и к каким последствиям для него и для окружающих это приводит.

У христиан есть шутка о неофитах: «Когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками». Её можно перефразировать: «Когда в семье появляется ЛГБТ-активист, все его близкие становятся ЛГБТ-фобными угнетателями».

Так или иначе, синдром неофита - это то, что встречается и в ЛГБТ-движении и в ВИЧ-сервисе. И он очень часто не принимается во внимание теми, кто работает с волонтёрами и активистами в инициативах/организациях/КЦ.

Что значит учитывать существование "синдрома неофита"?
На этот вопрос может быть много ответов. Я остановлюсь только на одном.

В качестве примера обращусь к опыты 12-ти шаговых программ, психотерапевтических групп и некоторых религиозных движений. Здесь везде, после того, как человек приходит в программу, группу, движение - даётся человеку время на адаптацию и работу над собой. Например, в 12-ти шаговых программах для родственников зависимых есть рекомендация не предпринимать никакие важные действия в первые шесть месяцев работы по программе. Или в программе Взрослые дети алкоголиков есть рекомендация не начинать новых романтических отношений в течение года после прихода в программу. Цель та же: дать себе время на восстановление, на работу с собой и пр.

Во многих духовных движения также есть установка: в начале работой над собой. В некоторых даже существует запрет на то, чтобы вновь пришедшие рассказывали о своём новом духовном опыте людям со стороны, поскольку это может быть для них не полезно - может запускать старые паттерны "спасателей", развитию самомнения, гордыни, они могут превратно истолковывать воспринятое учение и пр.

Этот подход отличается от того, что существует в тех Новых Религиозных Движениях, которые отличаются своей большей деструктивностью. В этих НРД, наоборот, существует установка на как можно более быструю индоктринацию человека и выпуск его проповедовать, поскольку из новообращённых получаются самые горячие проповедники. В некоторых политических и социальных движениях этим пользуются ни чем ни меньше, чем в религиозных.

Приходя, всё-таки, в более безопасное, по сравнению с ЛГБТ-фобным социальным пространством, пространство ЛГБТ-инициативы/организации/КЦ у человека зачастую начинается процесс исцеления его психологических травм. Это может происходить даже если человек не посещает психологические группы. Само нахождение с другими ЛГБТ в дружественном контексте, может помогать человеку. И у человека может происходить осознание собственных ран и травм, полученных в ЛГБТ-фобном окружении. И кто-то может начинать работу по их исцелению. Но кто-то может эту работу не начинать. Тем не менее, понимать эту динамику тем, кто работает с волонтёрами, активистами и шире, обычными посетителями инициатив/организаций/КЦ - необходимо.

#активизм #движение #этикаактивизма #работасволонтерами

Anonymous
 (4)Иными словами,

Сообщение Anonymous »

(4)

Иными словами, "экологичный" подход к работе с волонтёрами и активистами подразумевает то, что в начале человек должен восстановиться от тех травм, которые он получил во враждебной ЛГБТ-фобной среде. Выпускать травмированного человека в публичное поле безответственно и опасно как для самого человека, так и для окружающих в публичном поле. Также это может нести негативные последствия и для инициативы/организации/КЦ, поскольку в момент общения с этим человеком другие будут воспринимать его как представителя, участника этой инициативы/организации/КЦ и оценивать всю инициативу/организацию/КЦ исходя из этого опыта.

Длительность процесса психологический "разморозки" и восстановления у каждого индивидуальна, хотя и существуют общие закономерности, которые описываются в литературе по работе с сообществами в рамках психологии сообществ и социальной работы с сообществами.

Можно сколько угодно говорить, что "сообщество развивается само". Но это не так. Оно не развивается "само". На его развитие оказывают влияние все действия ЛГБТ-движения, все действия ЛГБТ-инициатив/организаций/КЦ/активистов. Конечно, организации могут закрывать на это глаза и игнорировать этот факт, утверждая, что нет необходимости в действиях по строительству или формированию сообщества - тем самым также оказывая влияние на сообщество. Но по моему убеждению, именно инициативы/организации/КЦ ответственны за то, чтобы понимать динамику формирования сообщества и минимизировать возможный ущерб тем, кто приходит в организации/инициативы/КЦ/движение. И это осознанная работа, которой необходимо уделять внимание. Для начала можно просто об этом задуматься и проанализировать как с этим обстоит дело в собственной инициативе/группе/КЦ.

Дополнительно о синдроме неофита в религиозном контексте:
http://prihodotr.cerkov.ru/zhizn-prihod ... eniya.html

Anonymous
 Да, написанное мною, это не

Сообщение Anonymous »

Да, написанное мною, это не "азы".
Это мойпредыдущий опыт в активизме, в волонтёрстве, в личной терапии, в группах роста самосознания, взаимопомощи, в Сердечных кругах и т.д.
Болезненный опыт.
Ранил я.
Ранили меня.
Не потому что кто-то плохой.
Нет.
Потому что не умели по-другому.
Каждый приходит в активизм, в волонтёрство, в движение со своим багажом боли, травм, страхов, комплексов.
Это не оправдывает.
Но объясняет.
В результате общение с какими-то людьми закончилось. Закончилось болезненно для всех.
Какие-то люди в результате этого навсегда ушли из активизма.
Какие-то люди начинали или продолжили свой независимый активизм.
С кем-то в последствии удавалось восстановить отношения и даже сотрудничать.
С кем-то нет.
И, конечно, написав свой текст я не могу застраховать им ни себя, ни других от того, что и в дальнейшим я сам ни причиню кому-то рану или кто-то не поранит меня.
Скорее это напоминание самому себе, что единственный человек, кого я могу изменить - это я сам.

Anonymous
 Андрей Завалей написал важный пост (часть 1, часть 2),...

Сообщение Anonymous »

Андрей Завалей написал важный пост (часть 1, часть 2), тема которого перекликается с тем, что я выше писал об этике взаимодействия с волонтёрами внутри движения.
Андрей завершает свой пост формулой, которая может помочь более экологичному общению между активистами: «Я уважаю твою работу, но не могу с тобой сотрудничать».

Это рабочая формула. И я, с некоторыми своими знакомыми активистами, практикуем её по отношению друг к другу. И, да, это бережно.

Более того, эта формула, с некоторыми из моих знакомых, с кем мы не можем сотрудничать друг с другом, помогает сохранить приятельские, а с кем-то даже и дружеские отношения.

И в этих приятельских и дружеских отношениях мы можем критиковать работу друг друга. И это не ранящая критика, поскольку в своей основе она содержит вот это ключевое: уважение и к личности другого, и к его работе.

Но есть ситуации (и у меня было их достаточно), когда я не могу использовать эту формулу, поскольку не уважаю
работу другого, а считаю её наносящей вред движению и сообществу.

И в этой ситуации я оставляю за собой право критиковать работу другого. Равно как в моей картине мира, у других всегда есть право критиковать мою работу.

Навык восприятия критики - такой же психологический навык, как и другие. Ему можно, при желании, научиться. Собственно, психологически зрелый человек отличается от ребёнка тем, что не регрессирует до состояния: "ААА, критикуют мою работу —> критикуют меня —> моя самооценка падает ниже плинтуса, потому что я не могу всем нравиться и не все меня любят —> я хочу умереть". Да, в зависимости от разных факторов, контекста, состояния в отдельный момент, каждый может регрессировать до такого состояния. Но если подобная реакция является наиболее частой, то либо человек находится в состоянии глубокого эмоционального выгорания и ему срочно нужно заняться собственной реабилитацией, либо он всё ещё находится в состоянии психологического инфантилизма. Либо всё это может быть вместе.

Но одно дело критика работы. И совсем другое, критика самого человека, его личности, персоны. Эта критика воспринимается наиболее болезненно. Но одно дело, когда человек находится в ресурсном состоянии и тогда он просто в ответ подумает "Я не сто рублей, чтобы меня все любили". И совсем другое дело, когда человек находится "не в ресурсе" или в ином более уязвимом состоянии. Тогда он не справляется с той критикой, которую слышит в свой адрес, проявляя агрессию либо в сторону других, либо селф харм, либо и то, и другое.

В моей личной картине мира, критика личности недопустима в принципе. Можно критиковать поведение человека. Но одно дело сказать: "Этот активист украл деньги". И совсем другое: "Этот активист вор". Одно дело сказать: "В этой ситуации этот активист не смог сдержаться и впал в истерику" (например, во время публичных дебатов с гомофобами). И совсем другое говорить "Этот активист истеричка". Также есть разница между тем, чтобы написать в чём заключаются теоретические и практические просчёты того или иного активиста, с одной стороны, и тем, чтобы написать "Этот активист тупой".

Казалось бы, я опять пишу очевидные вещи (и пишу их, кстати, не первый раз). Однако, да: очевидных вещей нет - всё нужно объяснять, рассказывать, повторять снова и снова (если есть на это ресурс), потому что в движение постоянно приходят новые люди, потому что сказанное в одном месте, в одно время и для одной аудитории совсем не означает, что оно было услышано в другом месте, в другое время и другой аудиторией (скорее всего, нет).

Активистам сложно быть бережным к другим, потому что активистам сложно быть бережным к самим себе. А в условиях репрессивного режима, когда активист бросает все свои силы на борьбу с угнетением, у него не остаётся сил на бережность к себе и к другим. Такой активист очень быстро выгорает, его поведение становится более и более токсичным. И по пути к собственному выгоранию он "помогает" подвыгореть и тем, к то с ним соприкасается.

Anonymous
 Но означает ли это, что критика внутри движения...

Сообщение Anonymous »

Но означает ли это, что критика внутри движения недопустима?
В моей картине мира - нет, не означает.
Более того, я считаю, что критика необходима. Только так движение может развиваться, только так могут рождаться новые идеи и движение не превратится в болото, повторяющее набившие всем оскомину мантры.
Только критикующим необходимо придерживаться экологичных подходов в том, что они говорят и пишут. И если человек он них не знает, то может погуглить. Но начать можно даже с одного вопроса, который будет задаваться самому себе: "То что я написал - не унижает человеческого достоинства другого?" Если придерживаться хотя бы этой практики, уже можно будет избежать нанесения ран другому.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever: :unknown:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.